ЗАОЧНАЯ ШКОЛА ЮНОГО ЭКОЛОГА  


Сроки обучения -
2 учебных года или
Internet- экстернат ( индивидуальный план обучения)

Условия зачисления
Заявление + заполнение анкеты + желание обучаться в заочной школе + выполнение учебного плана

Программа обучения
Программа
обучения учащихся заочной областной школы “Юный биолог”
I-ый год обучения - теоретическая экология

Введение. Предмет и задачи экологии. История развития экологии. Значение экологического образования.
1. Учение о биосфере.
1)Биосфера - глобальная экосистема Земли.
Биосфера как одна из оболочек Земли. Состав и границы биосферы. Биосфера: живое вещество. Функции живого в-ва в биосфере. Круговорот в-в в природе. Биогеохимический циклы - наиболее жизненноважных биогенных веществ.
2)Основные направления эволюции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.
3)Природные экосистемы земли как хорологические единицы биосферы.Классификация природных экосистем биосферы на ландшафтной основе.Наземные, пресноводные, морские экосистемы. Целостность биосферы как глобальной экосистемы.
2. Общая экология.
1) Организм как живая целостная система. Уровни биологической организации и экология. Развитие организма как живой целостной системы. Системы организмов и биота Земли.
2) Взаимодействие организма и Среды. Понятие о среде обитания и экологических факторах. Абиотические факторы: физические, химические и эдафические (почвенные). Биологические ритмы. Норма реакции. Понятие зоны оптимума, диапазона и приделов устойчивости. Лимитирующие экологические факторы. Ресурсы живых существ как экологические факторы. Биотические факторы. Внутривидовые и межвидовые отношения. Межвидовые отношения: мутуализм (симбиоз), комменсализм, кооперация, паразитизм, хищничество. Антропогенные факторы: положительные и отрицательные.
3) Популяции. Статические и динамические показатели популяции. Продолжительность жизни. Динамика роста численности популяции. Регуляция плотности популяции. Экологические стратегии выживания
4) Биотические сообщества. Видовая структура биоценоза. Пространственная структура биоценоза. Экологическая ниша. Взаимоотношения организмов в биоценозе.
5) Экологические системы. Концепция экосистемы. Продуцирование и размножение в природе. Гомеостаз и энергия экосистемы. Биологическая продуктивность экосистем. Экологические пирамиды. Динамика экосистемы: цикличность, экологическая сукцессия. Системный подход и моделирование в экологии.
3. Экология человека.
1) Биосоциальная природа человека и экология. Человек как биологический вид. Наследственность человека. Искусственная Среда и эволюция человека. Популяционная характеристика человека. Рост численности населения. Возрастная пирамида. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.
2) Антропогенные экосистемы. Человек и экосистемы природные и антропогенные. Сельскохозяйственные экосистемы ( агроэкосистемы). Сравнение природных и агроэкосистем. Индустриально-городские экосистемы.Урбанизация и урбанистические системы.
3) Экология и здоровье человека. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Гигиена и здоровье человека.

2-й год обучения: Прикладная экология.

1. Антропогенные воздействия на биосферу.
1) Основные виды антропогенных воздействий на биосферу. Классификация целенаправленных антропогенных воздействий на биосферу. Загрязнение, его виды.
2) Антропогенные воздействия на атмосферу. Загрязнение атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия локального загрязнения атмосферы для здоровья человека. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы: возможное потепление климата ( парниковый эффект), нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей.
3) Антропогенные воздействия на гидросферу. Основные виды и главные загрязнители воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы. Истощение подземных и поверхностных вод.
4) Антропогенные воздействия на литосферу. Основные виды воздействия на почвы: эрозия ( ветровая и водная ), загрязнение, вторичное засорение и заболачивание, опустынивание, отчуждение земель для промышленного и коммунального строительства. Воздействие на горные породы и их массивы. Воздействие на недра.
5) Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Значение леса в природе и жизни человека. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир. Значение животного мира в биосфере. Воздействие человека на животных и причины их вымирания.
6) Особые виды воздействия на биосферу. Загрязнение среды отходами производства и потребления, шумовое воздействие, биологическое загрязнение, воздействие электромагнитных полей и излучений.
7) Экстремальные воздействия на биосферу. Воздействие оружия массового уничтожения, техногенных и экологических катастроф, стихийных бедствий ( землетрясения, вулканические извержения, наводнения, шторма, засуха, оползни, селевые потоки ).

2. Экологическая защита и охрана окружающей природной среды.
1) Основные принципы охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Пути выхода России из экологического кризиса.
2) Государственные органы охраны окружающей природной среды. Экологическая экспертиза Понятие об экологическом риске. Экологический мониторинг ( локальный, региональный, глобальный ). Экологический контроль и общественное экологическое движение.
3) Экология и экономика. Экономический механизм охраны окружающей природной среды, его структура. Понятие о концепции устойчивого развития.
4) Экологизация общественного сознания. Экологическое образование, воспитание и культура. Изменение мировозренческой стратегии человечества. Международное сотрудничество в области экологии.

За подробной информацией зайди на эти странички
На главную
Объявляется набор
Анкета и заявление

Hosted by uCoz